Преступления и нарушения прав в цифровой среде: куда обращаться за помощью

Блог / Статья 15 января 2025

Преступления и нарушения прав в цифровой среде: куда обращаться за помощью

Мошенники продолжают атаковать россиян. Так, только в 2024 году по вине злоумышленников жители нашей страны лишились порядка 250 миллиардов рублей. Несмотря на то, что в СМИ регулярно публикуются предупреждения и инструкции, как действовать, если позвонили мошенники, люди снова и снова продолжают попадать в неприятные ситуации.
 

Не только телефонные звонки

  Мошенники разыгрывают целые спектакли
 
В попытках завладеть чужими средствами мошенники становятся всё более изощрёнными. Они изобретают новые схемы обмана, используют в своей «работе» новые инструменты. К примеру, ещё недавно большая часть преступлений этой категории совершалась посредством телефонных звонков и путём хищения у людей их личных средств. Однако сегодня одним из наиболее распространённых способов обмана считается психологическое воздействие. 
 
Злоумышленники разыгрывают целые спектакли по тщательно продуманным сценариям, в которых участвует сразу несколько действующих лиц. Жертву, попавшуюся на крючок, преступники «ведут» до самого финала, координируя и контролируя каждое действие. В результате люди лишаются не только личных средств, но и имущества, как недвижимого, так и движимого. 
 
Всё чаще, действуя по указанию мошенников, люди обращаются в банки и микрофинансовые организации (МФО), где оформляют кредиты, и переводят на счета преступников ещё и заёмные средства, попадая в глубокую финансовую яму.
 

Обман по видеосвязи

Несмотря на разнообразие схем, способ мошенничества остается прежним
 
В 2024 году наиболее распространёнными схемами обмана граждан России стали звонки по видеосвязи. Как правило, они поступают с номеров 900 и 90 0 – их легко принять за номер, с которого присылают сообщения из одного известного банка. Однако далеко не все россияне в курсе, что из этого банка никогда и никому не звонят. Кроме того, многим людям мошенники сулят определённые льготы – это оказывает воздействие, в первую очередь, на пенсионеров. 
 
Часто россиянам звонят якобы сотрудники силовых ведомств – например, ФСБ или МВД. Мошенники, представляясь силовиками, призывают людей к гражданской сознательности и просят их помочь в пресечении противоправных действий, к примеру, перевода денег на счёт террористическим организациям. Нередки случаи, когда злоумышленники выступают в роль сотрудников фонда ОМС, Социального фонда России, городских и районных поликлиник.
 
Ещё одна схема, которую используют мошенники – звонки якобы от операторов услуг связи и телефонных компаний. Россиян убеждают в необходимости продлить ранее заключённый договор на обслуживание номера. Пенсионеров злоумышленники атакуют звонкам с требованием в срочном порядке проверить и заменить газовые счётчики. А ещё преступники активно используют возможности искусственного интеллекта (ИИ).
 
Несмотря на разнообразие схем, способ мошенничества остается прежним. Преступник убеждает свою жертву перейти по некой ссылке, отправить деньги на названный им счёт, якобы «безопасный», оформить так называемый «зеркальный» банковский кредит, продать машину, квартиру, выполнить другое действие.
 

Что делать жертвам мошенников

Взять себя в руки и обратиться за помощью
 
Сложно найти человека, который никогда бы не слышал предупреждения о том, что не следует продолжать общение, если позвонил якобы сотрудник Социального фонда, ФСБ или банка, что разговор нужно прекращать сразу же. Но, к сожалению, на уловки злоумышленников люди продолжают попадать. 
 
Как быть тем, кого мошенникам всё-таки удалось завлечь в свои сети? В первую очередь, не стоит отчаиваться. Несмотря на то, что жертвы злоумышленников находятся в крайне подавленном состоянии, следует взять себя в руки и обратиться за помощью. Её на бесплатной основе можно получить в Центре правовой помощи гражданам в цифровой среде – организации, созданной ФГУП «Главный радиочастотный центр» по инициативе Роскомнадзора. Специалисты этого центра оказывают гражданам юридическую поддержку в защите прав и законных интересов в связи с обработкой их персональных данных в цифровой среде.
 
К специалистам Центра можно обратиться для того, чтобы:
 
  • проконсультироваться по вопросам, связанным с обработкой персональных данных, защите чести и достоинства, деловой репутации, а также компенсации морального вреда и прочим юридическим вопросам. Консультацию могут предоставить как в письменной, так и в устной форме;
  • отозвать ранее поданное согласие на обработку персональных данных, составить претензию в адрес оператора, финансовой организации, исковое заявление в суд.
Также специалисты Центра при необходимости представляют интересы граждан в судах, если спор ведётся в сфере обработки персональных данных.
 
В Центр правовой помощи россияне обращаются регулярно и получают нужную им поддержку. Так, только в первую неделю декабря прошлого года к специалистам обратились более ста человек из разных уголков нашей страны1 – Татарстан, Ленинградская и Астраханская области, Краснодарский край. 
 
Люди, пострадавшие от действий мошенников, получают реальную помощь. К примеру, специалисты Центра помогли женщине из Калуги – на её имя злоумышленники оформили несколько договоров займа с МФО почти на 30 тысяч рублей под 365 (!) процентов годовых. Изучив ситуацию, юристы Центра приступили к работе. Они смогли доказать, что калужанка к оформленным на неё микрокредитам никакого отношения не имела. В частности, для подписания договоров в электронном виде использовался вовсе не её номер телефона, а сами микрокредиты были оформлены с устройства, которое, как выяснилось, вообще зарегистрировано в другом субъекте федерации. Далее юристы составили иск и подали его в суд, потребовав признать договоры с МФО недействительными. Требования иска суд удовлетворил. 
 
На этом, впрочем, история не закончилась. Представители МФО в судебном порядке решили всё-таки взыскать с жительницы Калуги деньги по договорам в размере почти в 50 тысяч рублей – такая сумма получилась с учётом процентов. Однако и здесь специалисты Центра правовой помощи помогли – составили возражение и направили его на рассмотрение суда. В результате МФО суд проиграла2. Так, благодаря оперативной и профессиональной помощи юристов, женщина не пострадала и избежала необходимости выплачивать деньги, к которым никакого отношения не имела.
 
 

Источники:
 
1. С 1 по 6 декабря в Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде обратились 117 человек из различных регионов страны, ссылка.
2. Еженедельный обзор работы Центра: юристы доказали непричастность заявительницы к займу и выиграли несколько судов с МФО, ссылка.
 
Фото: © Freepik.com
 
 
 
 

Top.Mail.Ru