Социальный фонд России (СФР) заработал с 1 января 2023 года, придя на смену Пенсионному фонду и Фонду социального страхования1. С этого момента к нему перешли все функции этих фондов. Выплата пенсий, больничных и детских пособий, обеспечение граждан средствами реабилитации и многое другое – все это теперь на ответственности СФР.
Как и почему образовался Социальный фонд
Объединение Пенсионного фонда (ПФР) с Фондом социального страхования (ФСС) – одна из главных реформ в России 2022 года. Можно сказать, что это слияние напрашивалось давно, ведь оба фонда, каждый в своей части, отвечали за социальную сферу в России.
Напомним, целью создания ПФР и ФСС было пенсионное и социальное обеспечение нуждающихся граждан, включая назначение страховых выплат населению и предоставление других форм поддержки при наступлении страховых случаев.
Порой из-за одного и того же события приходилось обращаться за разными выплатами в разные фонды, что было, конечно же, и неудобно, и странно.
Стратегию последовательного сближения фондов начали разрабатывать в нашей стране в 2018 году2. В конце января 2022 года Министерство труда предложило провести общественное обсуждение по вопросу объединения ПФР и ФСС. Общественность поддержала эту идею, и уже 14 июля проект закона об объединении фондов был подписан президентом России.
Какие задачи решало объединение фондов
Согласно проекту, единый фонд объединил в себе все системы, существующие в социальной сфере. Это позволяло решить сразу три ключевые задачи:
- повышение качества обслуживания граждан, в том числе путем упрощения доступа к госуслугам;
- снижение административной нагрузки для работодателей;
- расширение охвата обязательным социальным страхованием граждан.
В итоге управление социальными выплатами стало централизованным, а качество обслуживания повысилось. Россияне продолжают получать те же социальные услуги и выплаты в прежнем объеме, но уже без былой траты времени и сил.
Что изменилось для россиян
Практически ничего! Эти изменения никак не повлияли на выплаты, услуги и обязательства, которые находились в компетенции ПФР и ФСС3. Теперь все, что было в ведении этих фондов, можно получить по принципу одного окна – в клиентском офисе Социального фонда России (или СФР).
СФР решает следующие вопросы:
- пенсионные и социальные выплаты;
- получение компенсации по беременности и родам, по уходу за ребенком, оплаты больничных;
- страхование от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на предприятиях;
- социальная поддержка.
Чтобы продолжить получать пенсии и другие социальные выплаты, россиянам не нужно подавать дополнительные документы и заявления. На сроки получения выплат объединение фондов также не влияет.
Первые итоги работы ФСР
О первых результатах объединения ПФР и ФСС в единую структуру рассказал на встрече с председателем Правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным руководитель Социального фонда России Сергей Чирков.
«Для нас главная цель – предоставлять услуги так, чтобы гражданам было просто и удобно их получать», – отметил Сергей Чирков.
- Создано единое окно для предоставления всех федеральных мер социальной поддержки.
- Граждане могут обратиться в фонд как дистанционно, получив все услуги в электронном виде, так и лично.
87% заявлений подаются в фонд в электронном виде. Средний срок их рассмотрения не превышает 5 рабочих дней.
- Упорядочены даты доставки различных пособий и выплат.
- Введен единый тариф, включивший в систему социального страхования порядка 4 млн граждан, которые работают по гражданско-правовым соглашениям.
- Создана единая структура, позволившая высвободить помещения, где Социальный фонд реализовывает пилотный проект центров общения старшего поколения.
Все услуги СФР можно получать в электронном виде: на портал «Госуслуги» выведены 44 услуги Социального фонда и 116 сервисов.
Продолжает развиваться и беззаявительный формат назначения мер поддержки.
- СФР уже назначает пенсии по инвалидности и социальные доплаты по факту наступления жизненной ситуации.
- С 2024 года в таком же формате будут назначаться пенсии по случаю потери кормильца, сельские и северные надбавки.
Куда обращаться
Обратиться за пособиями, выплатами и сервисами Социального фонда можно несколькими способами:
- лично в клиентских офисах СФР;
- на сайте СФР;
- через МФЦ;
- через портал Госуслуги.
Список документов для конкретной выплаты можно уточнить в Социальном фонде, в МФЦ или на Госуслугах.
Территориальные органы СФР в регионах
На сегодняшний день территориальные отделения СФР действуют во всех субъектах Российской Федерации, включая ЛНР, ДНР, Запорожскую и Херсонскую области. Они располагаются в административных центрах, и в них всегда есть офисы клиентского обслуживания. Кроме того, клиентские службы СФР открыты во многих городах и поселках.
Полный перечень адресов клиентских служб Социального фонда России доступен на сайте СФР4. Здесь вы сможете получить консультации по всем услугам и сервисам, которые ранее предоставлялись ПФР и ФСС.
Обращения в СФР через электронную приемную
Для подачи обращения нужно:
- зайти на сайт СФР;
- выбрать из списка наименование территориального органа Фонда или центральный аппарат; указать свои ФИО, адрес электронной почты, регион проживания (адрес не обязателен), телефон;
- изложить свое предложение, заявление, жалобу либо задать вопрос5.
К обращению можно подгрузить документы: сканы, фотографии, текстовые файлы.
В течение 7 дней на вашу почту придет уведомление о том, что ваше обращение принято к рассмотрению (или наоборот, что оно не будут рассмотрено), а затем – и сам ответ.
Сайт СФР и Личный кабинет
Социальные услуги можно получить и через Личный кабинет на сайте СФР. В Личном кабинете есть два соответствующих раздела-ветки – «Пенсионное и социальное обеспечение» и «Социальное страхование».
Услуги Социального фонда России доступны постоянно и без каких-либо ограничений. Полную информацию о работе Фонда, а также доступ к социальным услугам можно получить на официальном сайте СФР6, портале государственных услуг, в социальных медиа, в МФЦ и клиентских службах СФР.
Источники:
1. Михаил Мишустин встретился с председателем Фонда пенсионного и социального страхования Сергеем Чирковым, сайт.
2. Чем займется Социальный фонд России, созданный из ПФР и ФСС, сайт.
3. Социальный фонд России: чем занимается и как туда обращаться, сайт.
4. Адреса клиентских служб Социального фонда России, действующих с 1 января 2023 года, сайт.
5. Социальный фонд России начал свою работу, сайт.
6. Социальный Фонд России, сайт.
Фото: © Freepik.com