Каждый месяц большинство россиян достает из почтового ящика квитанцию на оплату коммунальных услуг. В многообразии услуг и сумм бывает трудно разобраться. Узнаем, что такое коммунальные услуги, что в них входит и чем они отличаются от жилищных. А еще - какие новшества в скором времени сделают оплату ЖКУ прозрачнее.
Коммунальные и жилищные услуги: в чем разница?
К коммунальным услугам относится3 все, что обеспечивает наш комфорт внутри квартиры: горячая и холодная вода, отопление, электричество. А вот все, что относится к поддержанию чистоты и порядка на придомовой территории и в местах общего пользования (МОПах) – это уже жилищный сервис. И зависит он от добросовестности управляющей компании (УК). УК отвечает за сохранность общего имущества, освещение, проходимость дорожек во дворе, уборку мусора и мойку окон, лифтов и поддержание в хорошем состоянии всех устройств жилого дома.
Стандартный список ЖКУ:
- подача горячего и холодного водоснабжения;
- отопление;
- водоотведение;
- электроснабжение;
- газоснабжение;
- вывоз мусора;
- обслуживание лифтов;
- ремонт общедомового пространства;
- поддержание чистоты во дворе и в МОПах;
- содержание и ремонт общего имущества.
Не УК, а ТСЖ
В некоторых случаях, когда собственники не хотят пользоваться услугами управляющей компании, они могут создать товарищество собственников жилья (ТСЖ) и нанимать работников для выполнения жилищно-коммунальных услуг самостоятельно, заключать договора напрямую и общаться с городскими коммунальными службами без посредников.
Квитанция на оплату коммунальных услуг
Все собственники и арендонаниматели получают квитанцию за отчетный период. В этом счете указано количество использованных ресурсов и стоимость услуг.
В платежный документ обычно входит:
- горячее и холодное водоснабжение;
- водоотведение;
- отопление;
- содержание жилого помещения;
- капитальный ремонт (для собственников);
- радиоточка;
- общедомовая телевизионная антенна;
- вывоз мусора;
- обслуживание лифтов.
На заметку! Если в квартире есть счетчики, стоимость будет рассчитана в зависимости от потребленного ресурса по формуле. Если счетчиков нет – по нормативу.
Льготы на «коммуналку»
Государство поддерживает социально незащищенных граждан и предоставляет льготы на оплату коммунальных услуг для следующих категорий:
- малоимущие (граждане с низким уровнем дохода), это необходимо подтвердить в соцслужбе или МФЦ;
- многодетные семьи;
- матери-одиночки;
- безработные;
- пенсионеры;
- инвалиды.
Единый платежный документ ЖКУ
В Минстрое рассматривают возможность перехода к единому платежному документу на оплату ЖКУ, чтобы повысить качество и доступность информации о предоставляемых услугах и расчетах их стоимости. Единая квитанция будет в электронном виде, что поможет снизить расходы на печать и доставку бумажных платежных документов.
«На мой взгляд, улучшится собираемость — не будет теряться никакая платежка. Когда их много — человек может и потерять случайно. Бывают ошибки серьезные — запятую не туда поставили, и надо платить десятки тысяч рублей, которых у человека может и не быть. Сегодняшние технологии позволяют сделать таким образом, чтобы QR-кодов было несколько на одном платежном документе», - считает руководитель комиссии по ЖКХ Общественного совета при Минстрое России Ирина Булгакова.
Сейчас основная проблема в том, что нет единой формулы расчёта, общедомовые показания в платежках не всегда отображаются, происходят ошибки, которые трудно отследить и выявить, россияне не понимают, за что именно платят. Как пояснили2 в пресс-службе Минстроя, реализация проекта предполагает переход к электронным платежным документам на оплату ЖКУ, которые будут формироваться в государственной информационной системе ЖКХ.
Эксперт «Народного фронта» Павел Склянчук поясняет:
«Единая платежка придет на смену бизнес-модели расчетных центров, которые берут комиссии за формирование квитанций. Также ГИС ЖКХ как единый оператор исключит существующие сегодня злоупотребления и позволит на госуровне контролировать оборот денег в сфере ЖКХ».
Уже началась работа1 над новой разработкой, один из первых этапов - внесение изменений в законодательство, предусматривающих переход к электронным платежным документам на оплату ЖКУ.
Прозрачность и доступность информации
Единый платежный документ будет содержать информацию обо всех предоставленных жилищно-коммунальных услугах, их стоимости, объемы и тарифы, по которым произведен расчет. Польза от объединенного документа - в прозрачности и простоте информации.
«Инициатива, безусловно, правильная и полезная для граждан. Людям должно быть удобно. Они должны получать одно платежное поручение на оплату жилищно-коммунальных услуг, а не разбираться со множеством квитанций, как сейчас», - поддержал инициативу первый зампредседателя комитета ГД по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев.
Сегодня переход на единый платежный документ по ЖКУ находится в стадии разработки. После того, как будут учтены все замечания и устранены недочеты, пройдет успешное тестирование в отдельных муниципалитетах, можно будет говорить о рассмотрении проекта на законодательном уровне, отметили в комитете по коммунальной инфраструктуре и ЖКХ «Деловой России».
Источники:
1. Минстрой России предложил создать единую эталонную форму платежного документа за ЖКУ, сайт;
2. Одна за всех: в России могут внедрить единую платежку ЖКХ, сайт;
3. Что такое жилищно-коммунальные услуги: что входит, что делать при долге, сайт;