Медико-социальная экспертиза (МСЭ) — это врачебная комиссия, необходимая для подтверждения инвалидности. Проводится она путём оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Процедура проводится с использованием классификаций и критериев, утверждённых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации1. Затем гражданину выдаётся справка МСЭ. Это обязательный документ для получения льгот и мер социальной поддержки согласно группе инвалидности.
Условия для признания инвалидности

- Нарушение здоровья с устойчивым ограничением функций организма, вызванное заболеваниями или травмами.
- Ограничение жизнедеятельности: полная или частичная утрата возможности обслуживать себя, передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, работать.
- Необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.
На заметку! Проведение МСЭ осуществляется бесплатно.
Порядок проведения МСЭ
В случае ухудшения здоровья гражданин обращается к терапевту либо лечащему врачу. Затем он проходит необходимые обследования и при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, поликлиника направляет гражданина на медико-социальную экспертизу. Все данные пациента (справки, результаты обследований и анализов, направления и т.д.) поликлиника передаёт в учреждение МСЭ и уведомляет об этом гражданина. Экспертизу проводят специалисты бюро. Формат можно выбрать очный либо заочный.
Эксперты изучают предоставленные документы, анализируют социально-бытовые, профессиональные, психологические и других данные гражданина. В очном формате гражданин приходит на комиссию лично. Такой формат обязателен в исключительных случаях, когда нужно использовать диагностическое оборудование. В остальных ситуациях можно выбрать заочный формат прохождения МСЭ.
Важно! При производственных травмах или профессиональных заболеваниях потребуется также акт о несчастном случае или болезни и трудовая книжка2. Для сотрудников органов внутренних дел — заключение военно-врачебной комиссии и копия приказа об увольнении в связи с болезнью или по состоянию здоровья.

Заочная экспертиза не требует личного присутствия гражданина. Такая комиссия проходит без беседы и обследования человека. Эксперты ориентируются только на медицинские документы, которые изучаются в ходе экспертизы. Сейчас процедура максимально проста: все данные пациента поступают в бюро из поликлиники автоматически. Также заочная МСЭ возможна в случае обжалования решения бюро, контроля, консультации в главном или федеральном бюро.
Важно! В случае несогласия с заключением решение комиссии можно обжаловать в региональном или федеральном Минздраве либо в Росздравнадзоре.
Что дальше
После прохождения процедуры МСЭ гражданин получит результаты в личном кабинете на портале «Госуслуги» и справку медико-социальной экспертизы. Она является основанием для получения либо подтверждения статуса инвалида.
В зависимости от состояния здоровья и степени выраженности заболевания гражданину, признанному инвалидом, присваивается I, II или III группа инвалидности, а несовершеннолетнему лицу в возрасте до 18 лет — категория «ребёнок-инвалид».
В России заметно упростился процесс медико-социальной экспертизы
Об этом рассказал председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев. Он подчеркнул, что многие услуги из этой сферы теперь доступны в цифровом формате. Так, направления из поликлиник можно оформить в электронном виде, а технические средства реабилитации (ТСР) можно получить с помощью электронного сертификата. Также сократились сроки для случаев явной инвалидности (например, при ампутациях) — до трёх дней.

«Человеку стало проще проходить экспертную комиссию, формировать индивидуальную программу реабилитации. Мы видим, что возникают проблемы с использованием электронного сертификата, с неурегулированностью адекватного рынку ценообразования стоимости сертификата. Но нужно признать, он становится всё больше популярным среди других механизмов обеспечения ТСР, которые требуют постоянного совершенствования», — подчеркнул Терентьев.
Заметным достижением социальной политики глава общества инвалидов назвал внедрение «социального казначейства» — системы организации работы по назначению выплат, а также автоматизированное, беззаявительное назначение пенсии по инвалидности на основании принятого решения в бюро Медико-социальной экспертизы.
«Теперь не нужно идти и ещё раз писать заявления в Социальный фонд России о назначении пенсии. Она будет начисляться автоматически», — отметил парламентарий3.
Источники:
1. Проведение медико-социальной экспертизы, сайт.
2. Для чего нужна справка МСЭ и как её получить, сайт.
3. Депутат назвал усовершенствование системы назначения пособий достижением соцполитики, сайт.
Фото: © Freepik.com