Тренды в цифровой среде меняются с невероятной стремительностью, и даже те, кто пытается держать руку на пульсе молодежной моды, не поспевают за новым контентом.
Родителей, впрочем, чаще беспокоит другой вопрос: стоит ли опасаться за то, что делает ребенок в интернете? Насколько это безопасно и насколько – полезно? Попробуем разобраться, чем живет молодое поколение в сети и на что бдительному родителю следует обратить внимание в первую очередь.
Мемы и юмор

Еще с 2016 года в интернете довольно популярным явлением стала так называемая «постирония». За сложным названием на деле кроется юмор, заключающийся в бессмыслице и абсурдности, которая подается с вполне серьезным видом. Иногда такие шутки действительно ироничны и сатиричны, но чаще характеризуются они именно своей бредовостью.
С тех пор эта тенденция только прогрессировала, и сейчас интернет являет нам «брейнрот» (дословно с англ. – «гниение мозга»)1. Простыми словами, это – бессмысленный, подчас сюрреалистичный контент, который провоцирует смех именно своей абсурдностью.
Самым видным представителем уже прошедшего года был Скибиди Туалет – унитаз, из которого торчит голова. Сейчас же в тренде «итальянский брейнрот» - персонажи, созданные с помощью нейросети из двух разных предметов. Их имя произносится серьезным тоном на итальянском языке, что и создает комичный эффект. Самые популярные – это Крокодило Бомбардиро (крокодил-бомбардировщик), Тралалело Тралала (акула с четырьмя ногами в кроссовках) и другие. Видео с «итальянским брейнротом» заполонили ТикТок, став самыми вирусными и узнаваемыми в интернете.
Безопасен ли такой контент для ребенка? В целом, да. Полезен ли? Ничуть.
Музыка
Как и другие поколения, молодое во многом живет музыкой.
Выделить здесь какое-то одно или несколько направлений, конечно, трудно: музыкальные вкусы детей и подростков радикально отличаются: от рок-групп вроде «Дайте танк!» до рэпа и хип-хопа в их современных вариациях.
У многих девочек до уровня культа возведен кей-поп (K-pop, корейский поп). Хотя сейчас он не так популярен, как те же 5 лет назад, корейские коллективы, сочетающие танцы с яркой и запоминающийся музыкой, занимают особое место в сердцах многих.
Вирусными исполнителями можно считать Сабрину Карпентер и ее трек «Espresso», кореянку Jennie с ее треком «like JENNIE». В целом все еще популярны и «старые» исполнители – Билли Айлиш, Тейлор Свифт и другие.
Игры
Видеоигры – одна из главных сфер развлечений не только детей, но и взрослых. За последние годы индустрия развилась до такой степени, что игры впору сравнивать с произведениями искусства.

Что же касается игровых предпочтений детей и подростков, можно выделить несколько игр, наиболее распространенных среди юного поколения:
- Minecraft – неустаревающая классика, где игроку дается целая песочница с возможностью строить все, что угодно, менять ландшафт, выживать и обустраивать свой мир.
- Roblox – сетевая игра с кучей разных режимов. По сути, это можно назвать «платформой для игр» – проводить время с другими игроками здесь можно по-разному.
- Fortnite – онлайн-шутер от третьего лица в жанре «королевская битва»: невероятно популярная у школьников игра, где на одной карте игрокам предстоит бороться за выживание, собирая ценные предметы и сражаясь друг с другом, чтобы в конце остался лишь один.
- Brawl Stars – яркая игра с легко запоминающимися персонажами, где на небольших картах игроки сражаются друг с другом в разных режимах, используя уникальные способности своих героев.
В общем и целом, игры эти безвредны. В отличие от многих других игр, насилие здесь если и присутствует, то исключительно соревновательное и как «жестокость» не воспринимается вообще. Родителям стоит обратить внимание лишь на две вещи: соревновательные игры могут вызывать приступы гнева и злости, а внутриигровые предметы, которые покупаются за реальные деньги, могут ударить по кошельку.
Нейросети
За последний год нейросети достигли такого уровня развития, что даже человек, далекий от интернета, может «сгенерировать» практически все, что угодно, лишь введя запрос. Генерируют такие сервисы не только невинные картинки или забавные звуки, но и подделку изображений и голосов, готовые тексты, конспекты, даже научные работы. Нейросеть может облегчить жизнь, но будем честны – чаще они дают возможность «не думать»: даже интеллектуальный труд этими программами легко выполняется.
Опасно ли это для развития нового поколения? Еще как: возможность «выключить мозг» и доверить любую, даже самую творческую работу машине никак не способствует интеллектуальному развитию.
Интернет: польза и безопасность
Не стоит недоумевать и возмущаться тому, что интернет стал занимать такое значимое место в жизни детей. Он дает возможность общения (чем, кстати, большинство подростков и занимаются), доступ к творчеству, музыке, играм, даже интеллектуальному контенту!

Вопрос лишь в том, что инструмент, который позволяет свободно потреблять ВСЕ что угодно, зачастую может использоваться без пользы для личного развития. Именно поэтому родителям важно направлять ребенка, показывать ему, как можно использовать сеть с пользой, обогащаться знаниями и полезной информацией, а главное – как делать это безопасно.
Безопасность в сети уже давно является предметом беспокойства как в общественных организациях, так и на государственном уровне: в интернете у нечестных людей развязаны руки, кибербуллинг – не шутка, а реальная проблема. Мошенничество в сети – явление уже обыденное.
Словом, даже безопасный контент может таить в себе скрытую угрозу для ребенка. Этот вопрос был поднят в конце июня на панельной дискуссии «Цифровая безопасность как вектор развития прогрессивного общества» в рамках Петербургского международного экономического форума2.
Председатель Альянса по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова предложила выстроить системный подход к безопасности в сети – в том числе посредством так называемого «Индекса цифровой безопасности детства». В соответствии с предложением, «задача состоит в создании предиктивной модели защиты. Индекс должен стать не просто метрикой, а механизмом для координации и настройки цифровой политики в интересах детей».
Вопрос о безопасности детей в интернете действительно стоит очень остро. Запреты здесь не работают: ребенка нужно научить самостоятельно отличать ложь от правды, искренность от манипуляции. «Цифровая безопасность – это не вопрос “запретить” или “ограничить”. Мы должны не просто изолировать детей от угроз, а научить их ориентироваться, различать и обращаться за помощью. Это и есть цифровая устойчивость – новая норма, без которой невозможно развитие», – отмечает Елизавета Белякова.
Источники:
1. Интернет глазами детей. Ссылка
2. В России появится первый Индекс цифровой безопасности детства. Ссылка