К 2025 году коммуникация стала простой как никогда: связаться с близкими можно даже без сотовой связи, имея лишь доступ в интернет – бесплатные звонки через мессенджеры в какой бы точке мира вы ни находились. Там же можно устанавливать запреты и ограничения на звонки – например, разрешить их только от пользователей, внесённых в контакты.

Но при всём удобстве онлайн-мессенджеров сотовая связь никакой актуальности не теряет: если нам нужно срочно связаться с человеком, мы, какими бы продвинутыми пользователями мы ни были, будем звонить через оператора. По сути, все действительно важные звонки по сотовой связи и происходят: по работе, учёбе, техподдержке. Мы звоним по номеру телефона, а не через аккаунты.
Этим и пользуются многочисленные спам-боты и мошенники: никогда не знаешь, кто скрывается за незнакомым номером и насколько важным может быть звонок. Вот и возникает альтернатива: либо не принимать вызовы от незнакомцев вообще (и пропустить потенциально важный звонок), либо поднимать трубку на каждый неизвестный номер и нарваться на мошенников.
Разберёмся с этим вопросом подробнее.
Кто звонит с незнакомых номеров
Звонки от незнакомцев можно разделить на три категории.
Важные звонки
Довольно редко, но всё-таки системно, могут поступать те самые звонки, которые мы от незнакомого номера и ждём – важные. Это может быть звонок из деканата, больницы, места работы; это может быть родственник или близкий, который по каким-то причинам звонит с чужого телефона, реальные сотрудники банков или государственных учреждений.
Несмотря на то, что нередко под видом реально важного звонка с вами пытаются связаться мошенники – и распознать такое бывает не всегда легко, – пропустить что-то важное не хочется. Поэтому некоторые операторы помечают звонок как «полезный». Но бывает и так, что операторы, наоборот, вставляют «палки в колёса», например, автоматически сбрасывая важный звонок, сочтя его спамом.
Мошенники

Звонки от мошенников легко спутать с полезными. Важно помнить, что одно лишь наличие у звонящего ваших персональных данных не делает его «честным». Сейчас в интернет сливают множество баз данных, и доступ к ним могут получить даже честные люди за какие-то копейки. Это может быть информация о вашем месте работы, ФИО ваших родственников, домашний адрес, даже недавние покупки. Подделав голос с помощью ИИ или просто «блеснув» знанием ваших персональных данных, они втираются в доверие в корыстных целях.
Другой вид мошеннических звонков – это автоматический обзвон бота. Вам наверняка когда-нибудь поступал звонок с записанной заранее репликой, которая провоцирует вас на ответы. «Алло? Да? Добрый день!» – обычно между ними выжидается пауза, имитируя реальный разговор. Так мошенники пытаются заполучить ваш голос.
Реклама
До сих пор наиболее частый спам поступает именно от рекламщиков. Вообще, под «спамом» только их понимать и принято: это рекламные боты, которые зачитывают заранее заготовленный текст с «невероятно выгодным предложением», или реальный человек, который пытается настойчиво заключить с вами сделку. Ваш номер они получили, скорее всего, из тех же слитых баз данных, по той или иной причине пометив вас как потенциального клиента. Например, если недавно вы интересовались стоматологическими услугами, ваш номер могли «продать» другим клиникам.
Как защититься от спам-звонков
Явление это стало настолько масштабным – вы удивитесь, как много молодёжи занимается мошенничеством (или «скамом»), – что каждый оператор предпринимает попытки этому противодействовать. К счастью, современные технологии это позволяют!

Так, например, сейчас подавляющее большинство операторов предлагает услуги по блокировке подозрительных номеров. В интернете есть базы спам-номеров (как правило, туда попадают после жалобы о спаме), и этими базами операторы и пользуются. Если вы используете эту функцию, то звонящий потенциальный спамер будет автоматически сброшен.
Но далеко не на всех номерах это срабатывает: в конце концов, мошенникам ничего не стоит завести новый (даже виртуальный) номер, «свободный» от таких ограничений, и продолжить свое злое дело. Такой лёгкий доступ к номерам как раз и стал причиной нового закона, который вступил в силу 1 апреля 2025 года. Согласно ему, физическому лицу не может быть выдано более чем 20 абонентских номеров1.
Такое ограничение, хотя и кажется недостаточным (ведь 20 – это всё еще много!), сопровождалось новыми требованиями законодательства к операторам мобильной связи. Теперь заключение договора ужесточается: оператор перед передачей абонентского номера клиенту должен проверить другие его номера, а также удостовериться в подлинности личных данных.
Таким образом, на государственном уровне вновь остро поднимается вопрос о проблеме с мошенниками и спам-звонками2.
Но будем честны, даже такие меры не способны в полной мере обезопасить граждан от злоумышленников и спама: активные номера можно достать и не через операторов, а через сторонние сайты.
Поэтому и с защитой государства, и с содействием операторов пользователям самим ни за что нельзя терять бдительность. Отвечая на поставленный в самом начале вопрос, что лучше: пропускать звонки или нарваться на мошенников. ответ будет, скорее, первый.
Помните, что действительно важные абоненты либо попытаются дозвониться до вас несколько раз, либо сопроводят свой звонок СМС (как правило, из «официальных источников», вроде банка, вслед за звонком следует и сообщение).
- Перезванивайте или берите трубку только от тех, кто пытается дозвониться до вас несколько раз; как правило, мошенники и спамеры не будут дозваниваться многократно, а просто выберут новую жертву.
- Никогда и никому не сообщайте личные данные. Помните, что у реальных сотрудников ваши данные и так есть, и подтверждать их не требуется. Особенно это касается кода из СМС!
- Используйте функцию «Не беспокоить» на телефоне.
Защититься от мошенников просто, если всегда быть настороже!
Источники:
1. Игра на опережение: как защититься от спам-звонков? Сайт.
2. Анти-спам защита. Сайт.