Злоумышленники не перестают придумывать новые схемы, чтобы обмануть доверчивых людей и завладеть их деньгами и данными, которые помогут добраться до сбережений. В последние месяцы появилось сразу несколько новых схем, которые требуют внимательности и осведомленности каждого.

Фото: Towfiqu Barbhuiya / Freepik Источник
Шлагбаум открывать будете?
За последние месяцы было зафиксировано несколько случаев, когда злоумышленники звонят жертвам, представляются сотрудниками компаний, устанавливающих шлагбаумы во дворах жилых домов1, и просят сообщить смс-код авторизации. По их словам, этот код нужен для активации шлагбаума или настройки оборудования. Каждому хочется без проблем попадать во двор собственного дома, и люди, не задумываясь, называют цифры.
На самом деле цель такая же, как и в классических схемах с «доступом» – получение кода, который позволяет управлять банковскими картами и счетами жертв. Передавая этот код, человек предоставляет мошенникам возможность переводить деньги или осуществлять другие незаконные операции.
Важно помнить: сотрудники официальных организаций и компаний никогда не требуют по телефону присылать коды из сообщений, пароли или банковские данные. Если вам звонят с просьбой продиктовать код – это мошенники. В такой ситуации следует прекратить разговор и самостоятельно связаться с управляющей компанией или банком по официальным контактам.
Эта схема особенно опасна, потому что вопрос кажется бытовым и не вызывающим подозрений: установка шлагбаума выглядит вполне реальной и технически сложной операцией, а просьба назвать код – формальностью. Это именно тот «подвох», который помогает мошенникам обмануть даже осторожных людей.
Технологии и психология обмана
Современный уровень технического развития позволяет сфальсифицировать голос и видео-образ человека с помощью так называемых дипфейков2. Мошенники начали активно собирать фотографии и голос россиян через мошеннические сервисы, поддельные приложения и скрытые установки.
Их на первый взгляд сложно отличить от реальных, и злоумышленники используют нашу невнимательность и торопливость для обмана наших же близких, друзей и коллег. Например, преступники могут просить о видеозвонке, якобы подтверждающем личность, говорить, что необходимо повернуть лицо, показать разные ракурсы, улыбнуться и помахать рукой. При этом ваш внешний вид и голос запишут, чтобы использовать для создания поддельных сообщений. Готовый дипфейк мошенники отправят родственнику и попросят деньги, выдавая себя за пострадавшего или доверенное лицо. В таком звонке традиционно расскажут об ужасной проблеме, на решение которой срочно требуются деньги.

Фото:benzoix / Freepik Источник
Однако важно отметить, что дипфейки сами по себе не способны взломать банковские приложения или системы безопасности – они служат лишь для расположения и психологического давления на обычных людей, готовых прийти на помощь своим близким.
Эксперты, в том числе специалисты банка ВТБ, предостерегают: кто бы вам ни звонил с просьбой немедленно перевести деньги или дать к ним доступ запомните:
- Не переходите по подозрительным ссылкам и не скачивайте приложения из непроверенных источников.
- Не предоставляйте доступ к камере и микрофону непроверенным сервисам.
- Не подтверждайте свою личность по видеозвонкам или в приложениях, если звонок инициирован неизвестным.
- Используйте биометрию только в официальных приложениях банков и государственных сервисах, таких как «Госуслуги».
- Помните, что государственные службы и банки не запрашивают подтверждения личности через видеосвязь и не требуют коды в звонках.
Тревожная кнопка в приложении банка
С 1 октября 2025 года крупнейшие банки, а также важные кредитные организации обязаны внедрить в мобильные приложения особые инструменты для клиентов, пострадавших от мошенников3. Ведь часто бывает, что человек осознает, что стал жертвой преступления, но не успевает что-либо предпринять, чтобы снизить ущерб. До 1 октября действовало прежнее правило – подать заявление в банк можно было чаще всего лично в отделении в течение суток, когда вернуть похищенные деньги уже практически невозможно.
Теперь все работает иначе. Основные возможности нового функционала:
- Тревожная кнопка. Позволяет быстро отметить подозрительную транзакцию – перевод денег, и сообщить в банк о мошенничестве через приложение без необходимости посещать отделение.
- Электронная справка о мошеннической операции. Документ, который можно скачать из приложения и использовать для обращения в полицию содержит подробные сведения о подозрительных операциях – способ перевода, реквизиты и получателей средств.
- Дистанционное обращение. Банк принимает заявления о мошенничестве через мобильное приложение, что ускоряет процесс реагирования.
- Поддержка по операциям с токенизированными, то есть виртуальными картами. Банки обязаны принимать обращения от любых граждан об операциях, связанных с мошенничеством, даже если они не являются клиентами банка, а перевели злоумышленникам деньги через банкомат.
Крупные банки уже внедрили новшества в свои приложения. К примеру, в «ВТБ онлайн» клиенты уже могут отметить операцию как мошенническую, ответить на вопросы чат-бота и получить доказательную справку для полиции, она же будет отправлена в Банк России. В «Сбербанке» функция «Сообщить о мошеннике» действует с 2019 года, она помогает предотвратить попытки хищения и собрать информацию о правонарушителях, чтобы усилить меры безопасности. Теперь можно будет получить и справку тоже. В «Т-банке» также давно есть возможность «оспорить» операцию и временно ограничить доступ к карте и аккаунту во избежание дальнейших списаний. Это значительно упрощает и ускоряет процесс защиты клиентов и делает борьбу с мошенниками более эффективной.
Дети особенно уязвимы
Сегодня все больше преступников нацеливаются на школьников и их семьи, используя социальные сети, онлайн-игры и мессенджеры как площадки для обмана4. Из-за доверчивости детей и спешки взрослых риск стать жертвой становится особенно высоким.
Злоумышленники выстраивают свои хитрые сценарии поэтапно. Сначала они втираются в доверие, представляясь технической поддержкой или школьными учителями и завучами. Затем начинают нагнетать напряженность – угрожают блокировкой аккаунта ребенка, штрафами или проблемами с учебой, переводят общение в мессенджеры и запрещают рассказывать о происходящем родителям. В финале они добиваются, чтобы ребенок перевел деньги на «безопасный счет» или сообщил коды из СМС, после чего бесследно исчезают, оставляя подростка один на один с последствиями.

Фото: freepik / Freepik Источник
Особенно изощренная схема – атака через электронные дневники. Мошенники звонят от имени школьных сотрудников и предлагают «обновить данные», чтобы якобы исправить ошибки или настроить работу дневника. Они просят перейти по ссылке, подтвердить номер телефона или сообщить код из СМС. Это позволяет им получить доступ не только к учетной записи в дневнике, но и к банковским счетам, аккаунтам на «Госуслугах» и другим важным сервисам.
Важно регулярно говорить с детьми, да и взрослыми родственниками тоже, о цифровой безопасности, объяснять, насколько важно хранить в тайне пароли и коды, а при любых подозрениях сообщать взрослым. Проверяйте информацию, полученную по телефону или из интернета, звоните в школу или банк напрямую по официальным телефонам, не переходите по сомнительным ссылкам и будьте внимательны при покупке товаров и заказе услуг онлайн.
Один из лучших ответов на сомнительный звонок – «я сейчас сам вам перезвоню», имеется в виду в тот банк или ведомство, которым представился мошенник, он тут же выдаст себя уговорами не перезванивать. Но не стоит пускаться в долгие разговоры с преступником, как это нередко показывают в роликах в соцсетях. Вы рискуете потерять бдительность, а еще стать жертвой дипфейка.
Источники:
1. Мошенники начали выдавать себя за установщиков шлагбаумов. Ссылка
2. ВТБ предупредил о новых схемах мошенников с дипфейками. Ссылка
3. Банки обязали добавить новые сервисы для пострадавших от мошенников. Ссылка
4. Как нас обманывают в Сети: методы и уловки интернет-мошенников. Ссылка