Цифровые госуслуги: чем чаще всего пользуются россияне

Блог / Статья 9 октября 2023

Цифровые госуслуги: чем чаще всего пользуются россияне

Цифровые государственные сервисы всё больше привлекают к себе внимание, оказавшись очень удобным способом взаимодействия между гражданами и различными ведомствами. Теперь, чтобы получить государственную услугу, нет необходимости идти в само учреждение с пакетом бумажных документов, стоять в бесконечных очередях и общаться с сотрудниками. Достаточно зайти на Единый портал госуслуг и получить любую из них в формате онлайн.
 

Россия – в первой «цифродесятке» мира

 
Уже в 2022 году Россия вошла в первую десятку стран мира по уровню цифровизации в системе государственного управления. К настоящему времени на Едином портале госуслуг зарегистрировано свыше 100 миллионов граждан1. С каждым годом таких услуг становится всё больше и больше. Постоянно расширяется функционал уже имеющихся сервисов, создаются новые.
 
Помимо Единого портала госуслуг, разработано уже более двадцати новых социально значимых сервисов, упростивших ряд процессов документооборота для граждан и организаций2. Большинство из них были запущены непосредственно через Единый портал. 
 
Согласно опросу аналитического центра НАФИ, 74% россиян предпочитают получать государственную услугу с помощью соответствующих цифровых сервисов.
 
Как показывает статистика, больше всего среди обращающихся к таким онлайн-инструментам молодых людей в возрасте 25-34 лет (81%), женщин (76%) и россиян с высшим образованием (81%). 
 
Обращаться за получением государственных услуг непосредственно в профильные ведомства предпочитают 22% россиян.
 

Просто, быстро, чётко

 
Преимущества использования Единого портала госуслуг очевидны. В первую очередь это экономия времени, удобство оплаты не выходя из дома, скорость получения услуги.
 
Согласно исследованиям НАФИ, россияне выделяют пять ключевых достоинств цифровых госуслуг:
 
  • отсутствие необходимости очного присутствия (55% россиян);
  • высокая скорость получения услуги (39%);
  • возможность воспользоваться большинством сервисов в одном приложении (35%);
  • высокая доступность для широкой аудитории (34%);
  • возможность получить профессиональную консультацию по всем необходимым вопросам онлайн или по телефону (24%). 
Среди других преимуществ онлайн-формата россияне отмечают3:
 
  • низкие финансовые издержки для пользователя;
  • отсутствие риска коррупции при обращении за требуемой услугой;
  • сокращение количества необходимых документов; 
  • возможность отслеживать статус своих запросов с информированием на каждом этапе; 
  • возможность в любое время обратиться в службу поддержки онлайн в случае возникновения трудностей.

Какие услуги и сервисы предоставляет Единый портал госуслуг

С помощью Единого портала государственных услуг (gosuslugi.ru) можно:
 
  • получить информацию о государственной услуге, в том числе о месте получения, стоимости, сроке оказания и форме требуемых документов;
  • записать ребенка в школу или в кружки;
  • оформить детские выплаты;
  • записаться на прием к врачу или получить справку;
  • получить документы на оплату услуг ЖКХ и оплатить их;
  • поменять паспорт Российской Федерации в 20 или 45 лет;
  • пройти регистрацию по месту жительства или по месту пребывания;
  • получить загранпаспорт;
  • оплатить штрафы ГИБДД;
  • зарегистрировать или снять с регистрации транспортное средство;
  • получить информацию о состоянии лицевого счета в Пенсионном фонде;
  • узнать о пенсионных накоплениях;
  • узнать налоговую задолженность и отправить налоговую декларацию;
  • получить информацию или справку по исполнительным производствам;
  • получить адресно-справочную информацию и многие другие услуги.
Полный перечень сервисов, доступных гражданам онлайн, можно найти непосредственно на портале «Госуслуги». При выборе той или иной услуги портал переадресует вас в нужном направлении. 
 

Какие электронные услуги наиболее популярны у россиян

 
Согласно опросам НАФИ, 40% респондентов за последний год стали пользоваться цифровыми госуслугами чаще. Рейтинг востребованных услуг возглавляет социальное направление. Чаще всего россияне пользуются следующими государственными цифровыми сервисами1:
 
  • получение услуг в сфере здравоохранения (57% россиян);
  • услуги, связанные с налогами и сборами, например, запись на прием в профильное ведомство или проверка налоговых задолженностей (55%);
  • услуги по социальному обеспечению, оформлению социальных выплат, пенсий или материнского капитала (43%);
  • услуги, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством (43%);
  • оформление паспорта и регистрация по месту жительства (35%);
  • сервисы МВД и ГИБДД (35%);
  • сфера образования (23%);
  • сфера культуры (16%). 

Что мешает использовать государственные онлайн-сервисы ещё активнее?

Несмотря на очевидные преимущества государственных цифровых сервисов, воспользоваться ими могут пока не все. Ещё один опрос НАФИ показал, что именно, по мнению россиян, этому препятствует. Среди названных причин:
 
  • низкая цифровая грамотность пользователей (43%);
  • сложность самостоятельного освоения услуги без очной консультации (31%);
  • неуверенность в безопасности хранения персональных данных и общая низкая осведомленность о функциях и возможностях цифровых госуслуг (30%).
«Государственные цифровые сервисы и ИТ-решения динамично развиваются, повышая доступность и удобство получения услуг для широких групп населения. Однако мы наблюдаем, что цифровая трансформация подчас движется быстрее, чем процесс развития соответствующих компетенций у самих пользователей. В связи с этим необходимо усилить информирование граждан, особенно старшей возрастной категории, направленное на повышение цифровой грамотности. Считаю, что это будет способствовать не только увеличению числа активных пользователей, но повышению эффективности внедряемых технологий»,считает заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова
 
Цифровизация госуслуг в России продолжает развиваться. Главная цель очевидна – обеспечить людям максимальный комфорт в решении их проблем, включая социальные и бытовые. Сегодня нам уже не нужно тратить время и силы на поездки по государственным учреждениям и очереди. Получить нужные услуги стало действительно быстро и просто — буквально в режиме «единого окна». 
 
 

Источники:
1. Запись к врачу и оплата налогов: 40% россиян за последний год стали чаще использовать цифровые государственные сервисы, сайт.
2. Со всеми удобствами. Какие цифровые государственные сервисы появились в России в 2022 году, сайт.
3. Преимущества получения Госуслуг в электронном виде, сайт.
 
Фото: © Freepik.com
 
 

Top.Mail.Ru