Несмотря на многочисленные предупреждения правоохранительных органов, обманутых граждан меньше не становится. Мошенники разрабатывают новые схемы и готовы использовать любой инфоповод для наживы. Они играют на страхах и манипулируют чувствами людей, терпеливо собирая личные данные на протяжении долгого времени. Схемы обмана становятся всё сложнее и технологичнее, теперь мессенджеры, нейросети и искусственный интеллект (ИИ) становятся инструментом в руках преступников.
Чего стоит опасаться гражданам в 2024 году и как уберечь персональные данные от мошенников, рассказал Алексей Трифонов, блогер, эксперт Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) и специалист по борьбе с экстремизмом1.
Страх – орудие мошенников

Аферисты используют различные способы воздействия на жертву. Почему же так часто они добиваются успеха? Ответ прост: страх и триггеры, благодаря которым на человека проще воздействовать психологически.
«Причём психологическое воздействие может проводится вдолгую. Мошенники в течение недель или даже месяцев обрабатывают своих жертв, втираясь к ним в доверие под романтическими или финансовыми предлогами. Другие схемы нацелены на быстрый результат. И в этом случае злоумышленники прибегают к запугиванию человека», – отметил эксперт.
Страхи, на которых играют аферисты, просты и понятны каждому из нас:
- страх за детей, родителей и близких людей;
- потеря денег и имущества;
- испорченная репутация;
- страх перед законом даже в отсутствии вины;
- теракты;
- страх сказать «нет» официальным лицам и т.д.
Конечно, многие страхи складываются из-за юридической безграмотности и незнания законодательства РФ, особенно у лиц пожилого возраста. Только мошенников это не останавливает.
Мошеннические схемы
На каждый из страхов мошенники придумывают свои схемы. Часто обращение идет якобы от лица банков и государственных учреждений.
ФНС
Одна из последних схем – email-рассылка от ФНС. В письме есть сообщение о подозрительной активности налогоплательщика, за которым следует предложение пройти дополнительную проверку с предоставлением документов по совершённым ранее операциям: счёт-фактурам, накладным. В конце письма человеку сообщают о возможности пройти облегчённую процедуру с куратором, чьи контакты прикладываются к посланию. Естественно, следует и угроза блокировки счетов в случае обращения в ФНС по месту жительства.
«Однако это пустая угроза. Ведомство не рассылает подобные письма. Поэтому если вы вдруг получили такую весточку, проигнорируйте её. Всю необходимую информацию вы можете узнать в своём личном кабинете налогоплательщика или обратиться за ней в отделение ФНС», – подчеркнул спикер.
Подобных схем много. Мошенники рассылают СМС о незавершенной транзакции от имени банка и телефоном для связи, представляются сотрудниками банков и получают персональные данные для доступа к банковской карте или счёту.
Двойной обман
Участились случаи гибридных схем. Одна из них – звонок от оператора мобильной связи о необходимости продления договора с угрозой блокировки номера. Но это только первый шаг в схеме:
- Звонок от оператора.
- Сообщение от официальных лиц об обмане.
- Просьба помочь вычислить мошенников.
- Длительные звонки якобы от представителей Госуслуг и сотрудников МВД.
После изнурительного многочасового общения человек теряет бдительность и сообщает номер телефона и поступивший по СМС код, которые дают доступ мошенникам к деньгам жертвы.
Новые технологии

Нейросети и ИИ в руках злоумышленников становятся опасным оружием. Подделать документы, сфабриковать аудио и даже видеоряд стало просто. А мессенджеры используются для организации псевдоблаготворительности, шантажа или фишинговых рассылок для сбора личных данных.
Подделка голоса
Мошенники взламывают аккаунт в мессенджере и получают данные к сообщениям, в т.ч. голосовым и видеообращениям. С помощью ИИ и нейросети создается аудиосообщение с просьбой о помощи и рассылается списку контактов. Часто жертвами становятся школьники и их родители. Последним с мессенджера ребёнка приходит голосовое сообщение, в котором голосом ребёнка мошенники требуют выкуп.
Шантаж
Нейросети генерируют фейковые интимные снимки на основе фотографий, выложенных в общий доступ. Злоумышленники грозят отправить эти фотографии всем контактам и требуют деньги.
Как не стать жертвой мошенничества

Чтобы не стать жертвой мошенничества, необходимо защитить свои личные данные. Доступ к аккаунтам в соцсетях и мессенджерах даёт злоумышленникам полную свободу. Защитить свои данные в сети можно несколькими способами.
- Установите двухфакторную аутентификацию. В этом случае попытка взлома не останется незамеченной пользователем. Подключите её везде, где это возможно. Сделайте это для своих детей и родителей.
- Обезопасьте свои данные в социальных сетях. Для этого достаточно закрыть свою страничку для посторонних пользователей.
- Подключите спам-защиту от подозрительных звонков. Мобильные операторы ставят её бесплатно или за небольшую абонентскую плату.
- Никогда не переходите по подозрительным ссылкам.
- Никогда не сообщайте личные данные по телефону.
В случае, когда мошенники представляются работниками государственных служб и банков, не стесняйтесь прервать диалог и положить трубку. ФНС, МВД и прочие структуры так не работают. Если у вас остались сомнения, позвоните в соответствующее учреждение по официальному номеру, который указан на сайте учреждения, и уточните информацию.
«Также стоить помнить, что представители силовых ведомств, государственных учреждений или финансовых организаций не звонят через мессенджеры. Кроме того, не передавайте незнакомцем в интернете конфиденциальную информацию: данные банковской карты, логины и пароли, коды из SMS. Даже если вас об этом попросит близкий человек в социальной сети, поскольку велика вероятность, что его аккаунт взломали», – напоминает эксперт.
Будьте бдительны.
Источники:
1. У страха глаза велики: какие триггеры используют мошенники, чтобы запугать граждан в Сети, ссылка.
Фото: © Freepik.com