Как дьявол Отклоняет людей, которые вступили на добрый Путь? Никодим Святогорец. Невидимая брань Ч8  Подробнее »

 
Текст из видео:
  • 00:00: какого порядка держится диавол введение брани духовный со всеми и как прельщает людей разных состояний нравственных ведай возлюблен не что дьявол ни о чем другом не печется как о погибели каждого из нас и что ни одним и тем же способом ведет со всеми брань чтоб тебе было это яснее увидеть и понять представлю тебе пять нравственных состояний людей и опишу соответственные им козни обходы и при лечении вражеские состоянии сии суть следующие одни
  • 00:33: пребывают в рабстве греха и помышления не имея об освобождении от него другие хотя помышляют об этом освобождение и желают его но ничего не предпринимают чтобы достигнуть его есть и такие которые по освобождению от уз греха и стяжание добродетелей попадают опять в грех с большим растлением нравственным из этих последних одни в сама прощение думают что несмотря
  • 01:03: на то все еще идут к совершенству другие в беспечности оставляют путь добродетели иные саму добродетель такую имеют превращают в повод и причину зла для себя на каждого из таковых враг действует соображая с его настроением как deamon утверждает грешников в рабстве греха когда диавол держит кого в рабстве греху то преимущественно заботиться о том что
  • 01:34: все более и более омрачать его духовным ослепление отгоняя от него всякий добрый помысл могуч и привести его в сознание пагубности своей жизни и не только добрый отгоняет от него помыслы которые могли бы подвигнуть его на покаяние и обратить на пути добродетели но вместо них влагает помыслы злые и развращенные и тут же подстраивает подручные поводы к обычному ему греху и увлекает его часто падать в него или в другие более тяжкие
  • 02:05: грехи от этого бедный грешник делается все более и более омраченным и ослепленным ослепление это укореняет в нем навык и не предстоящей позыв все грешить и грешить так что он несчастный влекомый отдела греховного к большему ослеплению и от ослепления в большие грехи кружится как в водовороте и про кружится так всю свою жизнь до самой смерти и если не приводит особенно
  • 02:35: и божья благодать во спасение ему кто находится в таком бедственном состоянии тому если он пожелает от всего избавиться надлежит немедля как только придет ему благое помышление или лучше сказать внушение зовущие его из тьмы в свет и от греха к добродетели тотчас принять его со всем вниманием и желанием тотчас усердно приступить и к делу вызывая из глубины сердца к щедрому
  • 03:05: подателю всякого блага помоги мне господи боже мой скоро помоги и не оставляй меня более в этой тьме греховный пусть не знают утомление взрыва и таким или иным каким словом но вместе с тем до взыщет и земной помощи обратясь к знающим дело за советом и руководством как бы успешнее освободиться от томящихся во вражеских из рабства греховного если этого невозможно сделать
  • 03:36: тотчас пусть исполнит это как только откроется возможность не переставая прибегать к распишемся за нас господу иисусу и к пречистой матери его богородице и приснодеве блага утробно смилостивится над ним и не лишить его скорой подобающей помощи до ведает он что в этом не от логане и дело и скорой готовности последовать доброму внушению его победа и преодоление врага как враг удерживать в своих сетях тех кури
  • 04:09: осознали бедственное свое положение и хотят избавиться от него а к делу не приступают и отчего доброе наше намерение нередко не приводится в исполнение тех которые познали ходос тибет twin ность жизни которые живут враг успевает удерживать в своей власти на и большей частью следующему простым но всесильным внушением после после завтра завтра и бедный грешник прельщая с тенью доброхот во
  • 04:43: представляемого таким внушением решает в самом деле завтра ныне я покончу свое дело и потом с полнейшей без попечительность you предам себя в руки благодати божией и неуклонно потеку путем духовной жизни мы не сделают а это а завтра покаюсь сеть это вражеское братья мои которую он la вляет многих и при многих и держит в своих руках весь мир причина же по которой эта сеть так удобно осе
  • 05:14: чивает нас есть наше нерадение и ослепление ничем другим как нерадение мысль явлением нельзя объяснить того что в таком важном деле от которого зависит всё наше спасение и вся слава божия мы не беремся тотчас за самое простое и легкое чтоб с полной решимостью и энергии сказать себе сейчас сейчас начну духовную жизнь они после ныне покаюсь они завтра ныне сейчас в моих руках
  • 05:47: а завтра и после в руках божьих но если и благоугодно будет господу дать мне завтра и после могу ли я быть уверенным что и завтра найдет на меня это благое и понудить и льна и помышления об исправлении жизни к тому же что за by смысле я говорить например когда предлагается верное средство от болезни погоди да еще по болею немного а от лагающий дело спасения совершенно походит на такого итак если желаешь
  • 06:17: избавиться от прелести вражеской и победить врага тотчас берись за надёжное против него оружие тотчас послушайся делом добрых помышлений и божья в тебе внушений зовущих тебя к покаянию не допускай ни малейшей отсрочки и не позволяй себе сказать я положил твердое намерение покаяться немного после и не отступлю от этого намерения нет нет не делай так такие решения всегда
  • 06:47: оказывались обманчивыми и многие при многие по надеюсь на них оставались потом нераскаянный ми до конца жизни по разным причинам первая то что собственные наши решимости не бывают основываем и на неверие себе и на крепком упование на бога посему не бываем чужды гордостного о себе мнения неотложным следствием которого всегда бывают удалении от нас благодатной божьей помощи и вместе с тем
  • 07:17: неизбежное падение от всего решающей в себе завтра непременно брошу путь греха встречает всегда противное тому не восстание а горше и падение а там опять падения за падением и бог промыслитель на иногда папу щает сии чтобы привести самонадеянного в сознания своей немощи и побудить к взысканию божией помощи единой надежный с отвержением
  • 07:48: и попранием всякой надежды на себя хочешь ли знать человечьи когда крепкий и благонадежны будут твои собственные решимости когда не будешь держать никакой на себя надежды и когда они у тебя основаны будут на смирение и крепком упование на единого бога 2 а то что при таких наших решимости имеются в виду преимущественно красота и светлость добродетели и они-то привлекают к себе
  • 08:18: нашу волю сколько бы она ни была слаба и немощна причем конечно трудная сторона добродетели ускользает из внимания но ныне она ускользает потому что желание красоты добродетели сильно влечет уволю завтра же когда между тем привнесут обычные дела и заботы оно не будет уже так сильно хотя принятое намерение еще помнится приславшим желание и воля слабеет или
  • 08:48: вступает в естественную свою немощность вместе с теми трудная сторона добродетели выступит вперед и предстанет пред очи потому что путь добродетели по существу своему труден и труднее всего бывает он при первом шаге пусть теперь положивший вчера ныне вступить на сие путь приступит к нему он уже не будет иметь в себе никакой опоры к исполнению сего желание не напряжена воля ослабла при дачами одни препятствия и в себе и в
  • 09:21: порядках своей обычной жизни и в обычных сношениях с другими он и решает подожду пока соберусь с силами и пойдет таким образом ждать день ото дня и не дивно если про ждет и всю жизнь а приступим к делу вчера как только пришло воодушевить и льна и желание исправиться сделай то или другое по требованию с его желания в виде в жизнь что-нибудь в духе его ныне и желание и воля не были бы так слабы
  • 09:52: чтобы отступать перед лицом препятствий препятствие не миновать но имея в себе опору он хоть с трудом преодолел бы их пробуди он весь день в этом преодолевание на друга и не оказались бы гораздо менее чувствительными а на третий еще менее дальше и дальше и установился был на добром пути 3 то что доброе пробуждение от сна греховного не только неохотно опять приходит быв оставлены без
  • 10:24: исполнения но и когда приходят не производит уже того действия на волю которые оказали в первый раз воли не столь быстро склоняется течь в след их и вследствие того решимость над а если и появится слабо бывает не энергично но если более сильное побуждение человек смог отложить до завтра и потом совсем потерять то тем удобнее поступит он также и со вторым и еще тем удобнее с третьим и так далее чем чаще отлагается
  • 10:55: исполнении добрых побуждений тем слабее бывает их действия потом дело доходит до того что не совсем делаются без действенными приходят и отходит бесследно а наконец и приходить перестанут человек предается в руки падения своего сердца его оже стирает и начинает отвращение иметь к добрым побуждением так отлагательства делается прямым путем к конечной погибели замечу тебе еще что
  • 11:25: отлагательства бывает не только когда чувствуется понуждение внутренние к перемене жизни худой на добрую но и когда кто ведет жизнь исправную а именно когда кому представляется случай сделать добро и он от лагает это или до завтра или неопределенно до другого времени и к этому отлагательства приложимо все что говорилось о первого рода отлагательств и следствие от сего могут быть подобные же следствием от
  • 11:55: того веды что кто пропускает случае сделать добро тот не только лишается плода от добра которая бы сделал но и бога оскорбляет бог посылает к нему нуждающегося и он говорит отойди после это хоть он говорит человеку но тоже что говорит богу пославшему его бог найдет для него другого благодетеля но отказавшей ему небес ответил о кознях врага против тех которые вступили на
  • 12:27: добрый путь но пусть кто миновал первые две препоны вызвал освободиться от уз греха и приступил к симу тотчас враг не оставляет его и здесь и применяет только тактику они зло я свое желание и чаяния приткнуть его о камень искушение какого-либо и погубить и святые отцы изображают такого обстреливаем им со всех сторон сверху и снизу справа и слева спереди и сзади отовсюду летят на
  • 12:58: него стрелы стрелы сверху внушение чрезмерности непосильных в трудах духовных стрелы снизу внушение умалить или совсем оставить такие труды по саможаления нерадению и беспечности стрелы справа когда враги по поводу каких-либо добрых начинаний и дел ввергают в искушение опасности падения стрелы слева когда враги явные представляют соблазны и
  • 13:30: влекут на грех стрелы спереди когда враги искушают и смущают помыслами о том что имеет быть стрелы сзади когда они искушают и возмущают воспоминаниями о прошедших делах и событиях и все-таки и искуситель ные помыслы при рождаются к душе или внутренним путем или внешним внутренним через образы и представления фантазией впечатления в сознании мысленно или
  • 14:01: через непосредственные внушения худого в сердце сопровождаемые обычными страстными движениями внешним через впечатление внешних чувств непрестанно прерывающие как уже говорено было выше пособниками себе враги наши имеют прежние греховные привычки и наше поврежденные в падении естество имея столько способов вредить нам враг немало не смущается первыми неудачами и
  • 14:33: непрестанно пускает в ход то одно то другое чтоб приткнуть или сбить с пути ускользающего из его власти раба христова первым делом у врага после того как решиться кто оставить недобрые пути и действительно оставляет их бывает очистить для себя место действия против него чтобы никто не мешал ему успевает он в это когда внушит вступившему на добрый путь действовать самому по себе
  • 15:04: не обращаясь за советом и руководством к присущим всегда церкви руководителям богоугодной жизни кто следует всему руководству и все свои деяния и внутренние и внешние поверяет рассуждением своих руководителей в приходах мирских священников а в обителях опытных старцев к тому нет доступа врагу чтобы он не внушил опытный глаз тотчас увидит куда он умеет и предостережет
  • 15:35: своего питомца так разоряются все его козни а кто от пятница от своих руководителей того он тотчас закружит и собьет с пути есть много возможностей кажущихся не худыми их и внушает он неопытный новичок следует им и попадает в засаду где подвергается большим опасностям или совсем гибнет второе что устраняет враг это оставить новичка не только без
  • 16:07: руководства мы без помощи положивший обходиться в жизни своей без совета и руководство скоро сам собой переходит к сознанию ненужности сторонней помощи при совершении дел своих и видений богоугодных порядков но враг ускоряет этот переход тем что скрывается сам и не делает нападение на новичка который ваще ствола в такую свободу или году начинает мечтать что это доброе состоянии есть
  • 16:37: плод его собственных усилий и вследствие того почивает на них и в молитвах своих о помощи свыше говорит как бы только сквозь зубы потому только что так пишется в молитвах помощь не искомая и не приходит и остается таким образом новичок один с одними своими силами с таким врагу легко уже управиться следствием такого сама прельщения бывает для от них то что они бросаются на
  • 17:08: чрезмерные подвиги не по силам и не по времени сильное возбуждение энергии самонадеянностью дает им на первый раз силу протянуть такие подвиги несколько времени потом силы их истощаются и они не находят уже их в себе столько чтобы держать самые умеренные подвиги а нередко и от этих отказываются иные же разжигая свою сама деятельную энергию все более и более доходят до такой
  • 17:40: самоуверенности что считают всё для себя возможны в этом возбужденном состоянии они делают пагубные шаги бросаются в колодце высохшие или с утесов где живут в пещере какой совсем отказываются от пищи и подобное все это устраивает враг незаметно для прощаем их для других следствием само крещение
  • 18:10: приписывание себе самим своих успехов бывают то что они дают себе право на разные послабления и льготы есть какая прелесть что когда вводится в жизнь человека что-то новое как например у пока if she гася тогда дни кажется месяцами они деле годами от этого по трудившемуся немного в порядках новой жизни враг легко вбивают в голову мечты сколько и потрудился сколько времени постился сколько раз ночи не спал и
  • 18:41: подобное можно немного и отдохнуть отдохни толкует враг дай покой плоти немножко и развлечься можно как только согласиться на это неопытный новичок пойдут у него льготы со льготами пока наконец расстроится все порядке богоугодной жизни и он спустится в ту же жизнь которую оставил и начинает опять жить в нерадение и беспечности спустя как говорится рукава с такими впрочем
  • 19:13: искушениями чуждо ца и совета и руководство других приписывать себе успехи замышлять а чрезмерно стях и послаблений ах враг не в начале только добрый жизни подступает но делает попытки к таким внушением и в продолжение всей ее потому сам видеть можешь как необходимо тебе все что не делаешь делать советом никогда никаких успехов как бы они ни
  • 19:43: были малы не приписывать себе своим силам и своим учащению избегать всяких чрезмерности и послаблений и вести жизнь ровную но энергичную и живую всегда в порядках однажды заведенных и установленных по примерам святых прежде живших и с рассуждением опытных людей современных тебе как враг отклоняет от добрых дел и портит их указанная причем козни врага
  • 20:16: расстраивают всю жизнь добрую против того кто устояв против них течет неуклонно добрым путем враг строит иные козни и иные преткновения тут он не на всю жизнь вооружается а действует урывками против всякого частного дело которое начинает и делает добрый христианин по богу со времени открытия глаз утром после сна до закрытия их снова на ночь мы окружены делами к и
  • 20:46: непрестанно чередуется исследуя одни за другими не оставляют пустого момента если мы внимаем себе и не болеем леностью и не ради не им при этом не только дело молитвенного устремления сердца к богу не только должны и дела в сношениях с другими в правде и любви не только дела упорядочение в себе равновесие между телом и душой в подвигах сама умерщвления но и житейские дела с
  • 21:17: гражданскими все должны быть обращаем и нас одеяние спасения со строгим вниманием подлинностью и усердием ревнителям a7 бог помогает всё вести до 100 должна содействуя им благодатью своею с охранением их ангелами и молитвами святых но и враг не дремлет ко всякому делу он подстригает и хлопочет
  • 21:47: нельзя ли как-нибудь по мутить течении дел наших и вместо должен их навести или сбить на дела не должны и то бросается помешать самому начинанию их то когда они начаты покушается пресечь течение их то если в этом не успевает хлопочет сделать исполнение их и совершение никуда не годными когда же и в этом поставляется то зла ухитряется отнять всякое у них пред богом цену возбудив тщеславие и
  • 22:17: самомнение святой иоанн лествичник так говорит о сем во всех деяниях наших которыми стараемся мы угодить богу без и выкапывают нам 3-я мы во-первых борются чтобы воспрепятствовать нашему доброму делу во вторых когда они всем первом покушений бывает побеждены то стараются чтобы сделано и не было по богу а если татианы
  • 22:49: и всем у мышление не получают успеха тогда уже бесшумно подступивший к душе нашей ублажают нас как живущих во всем богоугодно первому искушению сопротивляется горячие рвение и память о смерти второму повиновении и уничижение а третьему всегдашнее у коренья самого себя сия труд есть перед нами дондеже вне did во святилище наши огни он и божий
  • 23:19: тогда уже не будет в нас насилие злых навыков ибо бог наш есть огни поедая ей всякое рождение и движение похоти всякий злой навык ожесточение и омрачение внутренние и внешние видимое и помышляем а и всего бываю щего при этом описать никакую перроне может внимай себе одно мерило держа в уме единому богу благоугодно ttf сем и большим и
  • 23:52: малым и сама жизнь научит тебя ясно видеть и про разуме вать вражеские козни предложу однако ж тебе два-три примера какие смуты воздвигает враг в душе на и чтобы попортить дела наши когда они должны длиться определенное время когда например больной расположится благодушно переносить болезнь свою и переносит враг зная что таким образом он утвердится в добродетели терпения подступает
  • 24:23: расстроить такое его благорасположение для сего начинает приводить ему на ум а многие добрые дела которые мог бы вам совершить если вы находился в другом положении и старается убедить его что если был здоров как добрый поработал бы google и сколько пользы принес бы и себе и другим ходил бы в церковь вел бы беседы читал бы и писал в назидание ближних и подобное заметив что такие мысли принимаются враг
  • 24:55: почаще приводит их на ум размножает и раскрашивает проводит до чувства вызывает желание и порывы к делам тем представляя как хорошо шли бы у него те или другие дела и возбуждая жалость что связан по рукам и ногам болезнью мало-помалу при частых повторениях таких мыслей и движений в душе жалость переходит в недовольство и досады вание
  • 25:25: прежние благодушное терпение таким образом расстраивается и болезнь представляется уже не как врач ф ствол от бога и поприща для добродетели терпения а как нечто неприязненное делу спасения и желание освободиться от нее делается неудержимым все еще в видах получения через сто простора для доброделания и угождение богу всяческого да ведь и до сего врагу крада и ты сумма его
  • 25:57: и сердца эту благую цель желание выздоровление и оставляя одно желание здоровья заставляет досадливо смотреть на болезнь никак на препон у к добру а как на нечто неприязненное само по себе от сегодня терпеливость не врачу и моя блага помышлениями берёт силу и переходит в ра потливость и лишает больного прежнего покоя от благодушного терпение овраг радуется что
  • 26:27: успел его расстроить точь-в-точь таким же образом расстраивает враг бедного терпеливо переносящего участь свою рисую ему какими добрыми делами украсился бы он если бы имел состояние подобно симу враг расстраивает нередко находящихся на поприще послушания в обители или у какого старца успевая убедить их что оставаясь в этом порядке жизни они не скоро дойдут до желанного
  • 26:59: совершенства и разжигая в них желание затвора или пустынного жительства и нередко бывает что таким его внушением следует но достигнув этого там наедине предаются нерадению и теряют то что прежде приобретена было с трудом в послушны честве и наоборот бывает что враг успевает выгнать иного из уединения и затвора убедив его что он там сидит без всякой пользы для себя и для других
  • 27:30: тогда как в обители у него полезные дела текли бы обильно рекой и день и ночь а когда послушавшись а переходит в обитель то чаем их дел полезных не успевает наделать а что приобрел в пустыне скоро истра чивает и остается ни при чем и множество многое есть других подобных случаев когда враг успевает отклонить от одного рода занятий смо него я к другому будто полезнейшим у и расстраивай а тот и другой от всех таких искушений
  • 28:03: избавляется легко кто имея опытного руководителя советника и собеседника со смиренной у покорностью следует их указанием а кто лишён почему-либо такого блага тот до внимает себе строго учатся различать доброе от худого по началам христианским коими должна устраиваться жизнь всех нас если случай мешающие как нам кажется развернуться шире нашему добра делание не от нашей
  • 28:34: воли а посылаются богом то принимая их с покорностью и не слушайте никаких внушений отклоняющих тебя от всей покорности послав такой случай бог ничего от тебя не ожидает кроме того чтобы ты держал себя и действовал так как требует и как дает возможность посетивший тебя случай больной ли ты или бедный терпи ничего кроме терпения бог от тебя не требует терпя благодушно ты будешь
  • 29:05: находиться непрерывно в добром деле когда не воззрит на тебя бог будет видеть что ты делаешь добро или пребываешь в добре если благодушно терпишь тогда как у здорового дела добрые идут промежутками потому желая перемена своего положения ты желаешь променять лучшие на худшее если же случайное положение в каком находишься и какое как полагаешь стесняет круг возможных для тебя добрых
  • 29:36: дел от твоей зависело воли то как ты наверное избрал его не без рассуждения и держись того рассуждения не позволяй мыслям блуждать по разным возможностям а все внимание свое устремив и сковав тем одним что предлежит тебе в твоем положении спокойно твари сопряженное с ним дела в полной уверенности что если ты все посвящаешь их богу они сама угодий у то они не бесплодна наполняют все твое
  • 30:07: время и приемлется богом как жертва от тебя самое полное и пребывай покоен